вторник, 16 июня 2020 г.

Приложение 11.

 Публикации блога.

 

 

Дополнительные сведения, относящиеся к хутору Никольскому,

период 1804-1914 гг.

Встречаются варианты названия: Николаевский, деревня Никольская.

 

Алфавит хранящимся в чертежном архиве планам с книгами Специального межевания Екатеринославской губернии Славяносербского уезда" (РГАДА, ф. 1354, оп. 119, ч. 2):

Графа "№№ очередные" – 24, графа "№№ по Генеральному плану" – 73, литера П-6, графа "Когда и кем межеваны" - 1804 г., Фефиловым; графа "Когда и кем межи утверждены" - 1887 г., Полетико.

- Никольский хутор, влад. крестьян собственников того хутора, Никиты и Евдокима Андреевых Крыленко. Земли десятин: удобной – 15, всего – 18.

 

"Справочная Книга Екатеринославской епархии", 1908 г., раздел "Город Славяносербск и его уезд", в описании прихода села Павловка, приходских деревень, их расстояний от прихода значится: "дер. Никольская в 5 вер.". 

    [Примечания: село Павловка – одно из сел, образовавших Лозовую-Павловку].

 

Издание "Список населенных мест Славяносербского уезда Екатеринославской губернии", 1911 год, таблица "Надельные сельские общества": Павловская волость: Николаевский: дворов (хозяйств) в 1908 году – 2, населения в 1908 году: муж.- 18, жен. – 15, всего – 33, на сколько душ (наделов) была дана земля – 35, размер надела в десятинах – 4, находится во владении десятин земли по сведениям: 1904 года – 18,35, на 1 января 1911 года – 7,7.

 

"Ежегодник-справочник Славяносербского уездного земства на 1914-й год", 1914 г., стр. 280, табл. "Список районов полицейских участков Славяносербского уезда": Павловская волость:…х. Никольский.

 

 

Дополнительные сведения, относящиеся к хутору Никольскому (Микольському),

период 1925 – 1928 гг.

 

Газета "Коммунист" 28 марта 1925 год, стр. 3, рубрика "По советской Украине", раздел "Земельные будни", заметка "Радетели госбюджета.

    Вторая история еще поучительней. Длится она свыше четырех лет.

    До революции жители хутора Николь­ского, Лозово-Павловского района, Луганского округа, в количество ста человек, име­ли 150 дес. земли, доставшейся им от дедов и отцов после освобождения крестьян. Земля эта таила в себе залежи каменного угля и много лет тому назад была сдана ловким предпринимателям за бесценок под разра­ботку. Поверхностной-же землей пользова­лись сами крестьяне для целей сельского хозяйства. В результате разработок вся земля была испещрена шахтами и развед­ками, которые настолько испортили поверхность земли, что сделали ее совер­шенно непригодной для хлебопашества. Близлежащие усадьбы, хаты и огороды также были приведены в полную негодность а жители стала ходить на работы в шахты.

    С революцией, задумали крестьяне вер­нуться на землю и зажить так, как живали отцы и деды.

    Четыре года надеялись. Снарядили ходо­ков, исходили все учреждения. Не проходило недели, чтобы не собирались на сходах и не говорили про землю. А, между тем, земли совершенно свободной, пригодной для веде­ния сельского хозяйства и расположенной по соседству с хутором, не одна тысяча де­сятин.

    Долго мудрили хуторяне, но все-же от земли решили не отставать. Наконец, к осени 24 года, после упорных требований, до­бились того, что их прежняя земля была все-таки признана непригодной для земле­делия, и луганский окрисполком предложил им в аренду на год 75 дес. удобной земли и 40 дес. неудобной, не наделив их по закону обычным отводом (наделом).

    В результате крестьяне несут двойную тяжесть: арендная плата — особо, а с.-х. на­лог — своим порядком. Такие двойные расхо­ды, конечно, не по карману мужику, и без того разорившемуся в поисках истины и в результате неурожайного года.

    И. П-Ий".

 

Николаевский:

Фрагмент десятиверстной карты Стрельбицкого, лист 61, отпечатанный с дополнениями в 1920 году.


 Микольський:

Фрагмент Схематической карты Луганского округа УССР 1928 г.