вторник, 4 января 2022 г.

Село Еленовка, Раевские и легенда о Пушкине.

                                                                           Публикации блога. 

 

    Чтобы читателям было понятно о какой Еленовке пойдет речь, приведу фрагмент современной карты с местоположением этого села: 

    Исследованием истории Еленовки я начал заниматься в 2006 году. Поводом к этому стали сведения из книги Никиты Лопатина "Город наш Кадиевка" (издательство ВЦСПС Профиздат, М., 1964 год). Описывая территорию и населенные пункты бывшего на то время Кадиевского района Лопатин упоминает и Еленовку. По его утверждению "В 1760 году помещик Николай Раевский, поручик, отец известного героя Отечественной войны 1812 года Н.Н. Раевского и дед полковников Николая и Александра Раевских – друзей А.С. Пушкина, в 10 верстах от Павловки основал деревню Еленевку. Эта деревня в 1808 году, когда тут была построена Архангело-Михайловская каменная церковь, стала селом. В 1822 году его посетили А.С. Пушкин и братья Раевские". Ссылок на архивные документы, издания времен Российской империи, подтверждающие эти сведения, автор не приводит.

    В издании "История городов и сел Украинской ССР" о селе совсем мало информации: " В окрестностях Еленовки – курганы эпохи меди-бронзы. В 1822 году в селе Еленовка – бывшей усадьбе Раевских – пребывал А.С. Пушкин" ("История городов и сел Украинской ССР" в 26 томах, том "Луганская область", 1968 год, раздел "Перевальский район". В сборе материалов по Перевальскому району редакционной коллегии тома помогали секретарь и инструктор районного комитета Компартии, заместитель редактора районной газеты и три пенсионера). Здесь также нет ссылки на первоисточники, подтверждающие факт посещения Пушкиным данного села.

       [Примечание: после очередной реформы административно-территориального устройства области Еленовка стала относиться к Перевальскому району].

    В процессе исследования выяснилось, что Николай Раевский (отец участника войны 1812 года Н.Н. Раевского и дед Николая и Александра Раевских – друзей А.С. Пушкина), упомянутый Н. Лопатиным, к селу Еленовке не имеет отношения, он его не основывал, и, следовательно, Пушкин и братья Раевские этот населенный пункт не посещали. С историей села Еленовка связаны, по всей видимости, представители другого рода с фамильным прозванием Раевских, изучению родословной которых местные историки и краеведы не уделяли должного внимания. Да и первоначальное название села было иным.

    Чтобы узнать некоторые подробности на месте, я в 2007 году съездил в Еленовку, где встретился с настоятелем Архангело-Михайловского храма о. Александром. Он мне поведал, что среди местных жителей бытует легенда: якобы в 1920-х годах, в период закрытия и уничтожения многих культовых зданий и сооружений, кто-то повесил на стене церкви в Еленовке табличку с краткой информацией о посещении усадьбы Раевских и церкви А.С. Пушкиным. Поэтому, мол, здание церкви в Еленовке сохранилось.

    Возможно, Никита Лопатин слышал о такой легенде, и это отразилось на сведениях, которые он в своей книге выдал за исторические факты. Книга была популярной в крае. Несомненно, что и представители Перевальского района читали ее и, не удосужившись проверить рассказ Лопатина, отправили недостоверную информацию редакционной коллегии "Истории городов и сел Украинской ССР".

    В том же году, в разговоре с редактором газеты "Городок и Кº" Владимиром Жидковым я упомянул о своих краеведческих поисках. По его инициативе была осуществлена экскурсионная поездка из г. Стаханова в Еленовку в составе: Владимир Жидков, Владимир Авилов, собиратель баек, сказаний и бывальщины Евгений Коновалов и журналистка Екатерина Сопова (Корсак). Ее статья о селе и моем исследовании была напечатана в указанной газете, в №22 от 8 ноября 2007 года, и называлась "Затерянный мир". Также, эта публикация встречалась на некоторых сайтах.

    С тех пор прошло много лет, о вышеуказанной статье и изложенных в ней сведениях мало кто в настоящее время помнит, поэтому я счел необходимым снова вернуться к теме истории села Еленовки.

    Одним из источников, в котором достаточно подробно описывается история возникновения Еленовки, являются "Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии". "Материалы..." публиковались частями в "Екатеринославских епархиальных ведомостях", официальном печатном органе Екатеринославской епархии, начиная с №1 1879 года. Сведения о Еленовке содержатся в №23 за 1880 год. Есть более распространенные издания "Материалов...", например, выпуск 1-й и 2-й 1880 года, Екатеринослав, типография Я.М. Чаусского. В них пишется:

    "Слобода Старая Божедаровка, ныне село Еленовка, при речке Лозовой, с одноштатным церковным причтом, находится Славяносербского уезда в 3-м благочинническом округе. Местность эту, живописную и богатую, – древнейшее запорожское займище, старожитную казацкую маетность, в 1760 году приобрел себе в собственность один из перешедших в Россию на жительство православных иностранцев, – майор Божедарович. Основав здесь, в память своего рода, слободу Божедаровку и, по возможности, заселив ее народом семейным и оседлым, майор Божедарович, по распоряжению своего начальства и по долгу службы, обязан был перейти на жительство на новое место – к Северному Донцу. На новом месте жительства и службы приобрев себе в собственность новый участок земли и основав там новую слободу, Новую Божедаровку, майор Божедарович вынужденным нашел себя свою слободу на прежнем старом месте, Старую Божедаровку продать другому владельцу, – помещику Раевскому. Сын старика Раевского, поручик Николай Михайлович Раевский, по праву наследства, вступив в управление своею вотчиною, первою заботою для себя поставил в отцовской наследственной слободе своей, – в Старой Божедаровке, устроить, в память отца своего, церковь во имя Архистратига Михаила. Для этого заготовив потребное количество строительных материалов, помещик Раевский формальною бумагою просил Новороссийского гражданского губернатора Ивана Яковлевича Селецкого исходатайствовать ему у преосвященного Гавриила разрешение и благословение устроить в Старой Божедаровке означенную церковь и сделать надлежащее распоряжение об отмежевании из дачи его положенного количества десятин земли для причта будущей церкви. По поводу сей просьбы губернатор И.Я. Селецкий, в сообщении от 17-го февраля 1799 года, писал к преосвященному Гавриилу, митрополиту Новороссийскому и Днепровскому: "По прошению ко мне Бахмутского уезда помещика Раевского о исходатайствовании ему дозволения на сооружение в деревне его Старой Божедаровке, купленной отцом его у помещика майора Божедаровича, церкви во имя святого Архистратига Михаила и об отмежевании под оную для будущих при ней священно и церковнослужителей подлежащего числа десятин земли... По надлежащем разсмотрении всех обстоятельств сего дела Новороссийская духовная Консистория постановлением своим от 7-го декабря 1799 года определила дозволить помещику Раевскому в слободе его Старой Божедаровке, устроить церковь во имя Архистратига Михаила... 6-го июля 1800 года выдана храмозданная благословительная грамота и отправлен из Новороссийской Консистории в Бахмутское духовное Правление указ, с разрешением в слободе Старой Божедаровке заложить и устроить церковь во имя Архистратига Михаила и об отмежевании под оную для будущих при ней священно и церковнослужителей подлежащего числа десятин земли, в которой деревне состоит по последней пятой ревизии муж. пола 180 душ, да не в отдаль другой его деревне Калиновской 35 душ...".

       [Примечание: Старая Божедаровка по состоянию на указанные в "Материалах..." 1799-й и 1800 год относилась к Бахмутскому уезду. Славяносербский уезд был образован в 1802 году из части Бахмутского уезда].

    На основании сведений, изложенных в "Материалах для историко-статистического описания Екатеринославской епархии", имеет смысл пересказать хронологическую последовательность с некоторыми уточнениями:

    — до основания села Еленовки эта местность представляла собой древнейшее запорожское займище, старожитную казацкую маетность. Термин "маетность", например в толковом словаре В. Даля, означает недвижимое именье, вотчину. Не исключено, что на этой территории уже существовало небольшое поселение хутор, зимовник;

    — древнейшее запорожское займище, старожитная казацкая маетность в 1760 году перешла в собственность майора Божедаровича. Из описания в "Материалах..." слободы Новой Божедаровки известно, что Божедарович был сербом, его имя и отчество – Степан Давидович;

    — слободу Божедаровку (Старую Божедаровку) майор Божедарович продал помещику Михаилу Раевскому;

    — сын Михаила Раевского – Николай Михайлович – унаследовал имение и устроил в Старой Божедаровке в память своего отца церковь во имя Архистратига Михаила.

    — год продажи слободы Божедаровки (Старой Божедаровки) Михаилу Раевскому и год переименования Старой Божедаровки в Еленовку не указывается, о посещении церкви Пушкиным не упоминается.

    Как видим, Никита Лопатин одних Раевских подменил другими, причем, исключил из описания истории села как запорожских казаков, так и серба Божедаровича. Здесь следует обратить внимание на то, что отца участника войны 1812 года Николая Николаевича Раевского (1771-1829) звали Николай Семенович (1741-1771), а в "Материалах..." речь идет о Михаиле Раевском и его сыне Николае Михайловиче. По каким соображениям Лопатин сфабриковал факты, остается только догадываться.

    Кроме "Материалов для историко-статистического описания Екатеринославской епархии" есть еще другие источники, имеющие отношение к данной теме: архивные документы, справочно-статистические издания, старые географические карты и планы, описи дач и др. Приведу сведения из них:

    1. Опись к Атласу Екатеринославского наместничества 1787 года. Изъяснение Донецкого уезда. Сколько во оном и под какими селениями состоит удобной и неудобной десятин земли и на оной мужеска и женска пола душ и чьего владения: д. Божедаровки майора Божедаровича, число душ: мужеска – 146, женска – 138; число десятин земли: удобной – 1500, неудобной – 398, квадратные сажени – 800.

    2. Опись к Атласу Екатеринославского наместничества 1795 года, Донецкого уезда: сельцо Божедаровка м-ра Раевского, дворов – 35; население: муж – 146, жен – 138, земли под усадьбами – 50 дес., пашня – 1150 дес., сенокос – 260, лес – 40, неудобной земли – 298, всего земли – 1798 дес., примечания: фр. сад, м-ца, подд. на пашне.

    3. Опись города Бахмута и его уезда со всеми лежащими в них дачами, в чьем они владении, какое число мужеска и женска пола душ, сколько мерою земель со внесением экономических примечаний (Экономические примечания к атласу Бахмутского уезда. РГИА фонд 1350, оп. 312, дело 201, 1798 год): сельцо Божедаровка майора Феодосия, порутчика Николая, адьютанта Гаврилы, порутчика Андрея, майора Михайлы Раевских, население: муж – 180, жен – 157, неудобной земли – 298, всего земли – 1798 десятин. На левой стороне речки Лозовой, дом господский с фруктовым садом, мучная мельница о трех поставах, и винокуренный завод, дача простирается к речке Ломоватой занимает вершины оврагов Безводного и Западного, земля чернозем, местами хрящеватая, урожай хлеба и сенных покосов против вышеписанного, лес строевой и дровяной, подданные на пашне.

    4. Алфавит хранящимся в чертежном архиве планам с книгами Новороссийской губернии Славяносербского уезда наличным дачам (РГАДА, ф. 1354, оп. 119, ч.1): графа "№№ по Генеральному плану" – 113, графа "Когда и кем межеваны" 1782 год, Адамовым, графа "Звание дач и владельцев" – Еленовское село Божедаровка тож, владения поручика Николая Михайлова сына Раевского. Земли десятин: удобной – 1605, неудобной – 289, всего – 1894.

    5. План генерального межевания Славяносербского уезда (фрагмент). № дачи по генеральному плану 113. Еленовское Божедаровка тож. В северной части дачи, у речки Ломоватка, небольшой участок прямоугольной формы, обозначенный буквами Ц.З. – церковная земля. Границы дачи обозначены прямыми черными линиями:

    6. Трехверстная карта Шуберта (Военно-топографическая карта Российской Империи), 1846-1863 гг., масштаб 3 версты в 1 дюйме, лист 26-17-2 (фрагмент). Село Еленовское. Условными знаками на карте показаны: церковь (кружок с крестиком), усадьба, ветряная мельница, вдоль берега речки огороды, далее дом лесника и лесозаготовки (кружок с веткой):

    7. Издание "Списки населенных мест Российской империи", т. XIII, Екатеринославская губерния с Таганрогским градоначальством, С.-Петербург, 1863 г., Список населенных мест по сведениям 1859 года,  раздел "Славяносербский уезд":  "На Кавказском тракте из г. Харькова в г. Ростов...По левую сторону этого тракта": №2312, Еленовское (Раевка), с. вл., при рч. Лозовой, число дворов 53, число жителей: м. п – 257, ж. п. 253, церковь православная 1, ярмарок 2.

    [Примечание: в скобках указано второе, народное название села Еленовского, связанное с фамилией Раевских].

Другие имения, бывшие в собственности Раевских.

    По данным, содержащимся в "Материалах...", Николай Михайлович Раевский был владельцем еще и деревни Калиновской. В различных исторических документах встречается несколько вариантов названий этой деревни, расположенной на правой стороне реки Лугань: Калиновская, Калинова, Калиновка. До Николая Раевского деревня Калинова, как и Божедаровка, принадлежала его отцу Михаилу:

    8. Опись к Атласу Екатеринославского наместничества 1795 года, Донецкого уезда: "деревня Калинова м-ра Раевского".

    9. Опись города Бахмута и его уезда со всеми лежащими в них дачами, в чьем они владении, какое число мужеска и женска пола душ, сколько мерою земель со внесением экономических примечаний", 1798 года (РГИА ф. 1350, оп. 312, д. 201): "Деревня Калинова майора Михаила Раевского".

    10. Экономические примечания к планам Генерального межевания, Екатеринославская губерния, дата начала и окончания – 1798-1828 гг. Экономическое примечание и алфавиты Славяносербского уезда Екатеринославской губернии (РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 392): графа № по Генеральному плану – 67, литера П-1, "деревня Калинова поручика Николая Михайлова Раевского... Калинова – деревня речек Лугани и Ломоватки на правых же сторонах, дача оных речек на правых, оврагов: Широкого, безымянного и многих отвершков безымянных по обе стороны, речки: в летнее время бывают, Лугань, шириной пятнадцать саженей, глубиной до одного с половиной аршина, в ней рыба: судаки, щуки, головли, окуни и плотва, Ломоватка, шириною два аршина, глубиной два вершка, в ней рыба: плотва и пескари, земля серопещаная и местами иловатая, на коей из посева лучше родится: рожь и ячмень, а прочие семена и сенные покосы средственны, крестьяне на помещичьем изделии, промышляют хлебопашеством, а женщины занимаются полевой работой и домашним рукоделием".

    Кроме того, Раевские некоторое время владели сельцом Петровским, которое затем перешло в собственность майора Николая Васильевича Голенищева:

   11. Алфавит хранящимся в чертежном архиве планам с книгами Новороссийской губернии Славяносербского уезда наличным дачам (РГАДА, ф. 1354, оп. 119, ч.1): графа № по Генеральному плану" – 67, "Петровского сельца общего владения майора Федосея, порутчиков Николая Гаврилы и прапорщика Федора Михайловых детей Раевских".

    Помимо уже известных по "Материалам..." Михаила Раевского и его сына Николая Михайловича, сведения в выписках 3-й и 11-й позволяют определить имена и других "Михайловых детей". Это Феодосий/Федосей Михайлович, Гаврила Михайлович, Андрей Михайлович и Федор Михайлович Раевские.

    План Генерального межевания Славяносербского уезда Екатеринославской губернии (фрагмент), масштаб 2 версты в одном дюйме. № дачи по Генеральному плану – 67. Сельцо Петровское и деревня Калиновка, на правой стороне реки Лугань. Согласно указанному масштабу, расстояние по прямой от сельца Петровское до Калиновки 1 верста

        [Примечание: сельцо Петровское (по другим источникам – Петровка), в дальнейшем Петроголенищевка, с 1964 года Долиновка. В настоящее время часть пгт. Калиново].

    Карта УССР, Ворошиловградская область, 1938-1940 г. (фрагмент), масштаб 1 км в 1 см.


    "Церковно-приходская летопись Архангело-Михайловской церкви села Еленовского (Божедаровка) Славяносербского уезда 1880-1915 годов".

    Была опубликована во 2-м выпуске серии "Исследования и материалы по истории города Луганска и Луганской области (Луганск, издательство Янтарь, 2003 год) луганским коллекционером, нумизматом, историком Александром Люлько. В предисловии Люлько сообщает: "...Одной из первых таких летописей, составленной на территории Луганской области, является церковно-приходская летопись Архангело-Михайловской церкви с. Еленовка, хранящаяся в государственном архиве Луганской области (ГАЛО)... А в алчевской газете "Огни" от 5 ноября 1991 г. научным сотрудником Перевальского краеведческого музея Ю.Е. Беловым была опубликована и Еленовская летопись. Но газетный вариант летописи, неточности прочтения неразборчивой скорописи одного из летописцев и фрагментарная публикация, конечно же, не могла дать полного представления о ней. В 2002 г. вариант Ю. Белова был опубликован без исправления и дополнений в книге А.Л. Тимукина "Крестный ход Божьей Матери и видения Пресвятой Богородицы" издательством "Книжный мир" в г. Луганске. В настоящем, представленном на суд читателя издании научным коллективом Музея истории и культуры г. Луганска была предпринята попытка передачи Еленовской летописи в полном объеме с устранением ошибок предыдущей публикации. К сожалению, и эта публикация несовершенна. В ней также много неверно прочитанных (а то и вовсе непрочитанных слов), которые приводят к искажению первоначального текста, нет даже краткого биографического словаря лиц, указанных в летописи...".

    О составителях церковно-приходской летописи в издании рассказывается следующее: "Священник Виталий Львович Удовицкий. Годы службы 1871-1885 гг. Описание истории села Еленовка и церкви доведено им от первых годов заселения территории славяносербскими ротами с 1751 по 1881 гг. Начал писать летопись в 1880 г., т.е. только на 10-м году своей службы в Еленовской церкви. Закончил в 1881 г. Больше к работе по ее составлению не приступал, хотя прослужил в церкви еще 4 года... Священник Леонид Васильевич Геев. Прослужив в церкви 11 лет (с 1885 по 1896 гг.), над составлением летописи не работал. Кто написал текст летописи с 1885 по 1899 гг. – неизвестно. Остается предположить, что написан он был в 1899 г. кем-то из состава церковного причта... Священник Андрей Васильевич Щербиновский. Родственник Л.В. Геева. Начал службу в церкви еще при его жизни – в 1895 г. Описал события 1900-1905 гг., т.е., начав работу над составлением летописи только через 5 лет службы, непрерывно вел ее до своего перевода 5 октября 1906 г. в с. Хорошее. Отличительная черта его рукописи – трудночитаемая скоропись... Священник Федор Образцов. Начал службу в церкви в 1907 г. Описывал события с 1906 по 1915 гг. погодно".

    В Еленовской летописи есть такие сведения, которые не соответствуют изложенным в "Материалах для историко-статистического описания Екатеринославской епархии" и в других, приведенных выше источниках. Они касаются начала истории возникновения Еленовки. Очевидно, некоторые сведения были получены в результате расспросов старожилов села, на что указывает фраза "...по достоверному преданию крестьянина села Еленовскаго Степана Акименка, коему ныне от роду 96 лет...". Так, например, в летописи говорится: "Земля же, где ныне село Еленовское досталась в ранговую дачу отставному чиновнику нижних шансов /рот/ Божедару... В 1790 году Божедаровка куплена с землею и людьми около 500 душ обоего пола отставным поручиком Николаем Михайловичем Раевским, на имя его жены Елены...". Но, Божедаровка была куплена майором Михаилом Раевским, а его сын Николай в дальнейшем унаследовал это имение. Население села на 1790 год составляло около 290 чел. К тому же, неправильно указана фамилия серба Божедаровича.

    Летопись не содержит упоминаний о посещении села и церкви А.С. Пушкиным и его друзьями, а также об "известном герое Отечественной войны 1812 года".

    В нынешнее время недостоверные сведения о Еленовке нет-нет да и встречаются на некоторых ресурсах. Причем, распространяют такие сведения учителя школ. Стремясь воспитывать патриотические чувства у школьников, они сознательно допускают искажение истории:

    — "Здесь Пушкин некогда бывал… в далекие от нас времена село Еленовка (бывшая Раевка) была усадьбой прославленного героя войны 1812 г. Н.Н. Раевского... Если вам придется побывать в селе Еленовка Перевальского района и зайти в церковь, то знайте: здесь бывал великий русский поэт А.С. Пушкин" ("Устный журнал, посвящённый А.С. Пушкину". Автор: Максюченко Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы, школа №31, Перевальский р-н, пос. Комиссаровка, 2017 г.).

    — "...Божедаровка была куплена с землей и людьми отставным поручиком Н.М. Раевским, впоследствии Героем Отечественной войны 1812 года" ("Культовая архитектура и иконопись как воплощение духовности славян", урок художественной культуры в 10 классе. Автор: Иванченко Валентина Владимировна, учитель истории и обществоведения, СШ №15, Перевальский р-н, пгт. Ящиково, 2018 г.).

    — "Герой Отечественной Войны 1812 года Николай Михайлович Раевский купил у серба Божедара селение..." (Внеклассное мероприятие “Рукотворные чудеса Перевальщины”, автор: Насенник Лидия Валентиновна, учитель математики,  специализированная школа №8, Перевальский р-н, г. Артемовск, 2018 г.).


                                                  Приложение.

            Сведения о каменноугольной разработке в имении Раевских:

    — "Каменный уголь, находящийся в даче, принадлежащей селению Еленовка, помещика Раевского. Дача сия прорезана речкою Лазовою... Разработка началась здесь около 1821 года, и не смотря на то, что работы производятся почти безпрерывно в течении десяти лет, уголь добывается из глубины не более пяти сажен. Здесь находится только одна шахта, которая опущена на одинадцать сажен, но при встрече с твердым песчаником, она была остановлена прежде, чем пересекла каменный уголь, добыча которого производится штольнами. Положение и толщина пластов каменного угля обещают большие выгоды от разработки оного; но дурное качество его не позволяет думать, чтобы оная была, когда либо упрочена. Селение Еленовка отстоит от Луганского завода на 50 верст" ("Горный журнал" 1833 г., №10, "О Российской каменноугольной формации и заключающихся в оной частных местонахождениях каменного угля").

    — "В деревне Еленовке, помещиков Раевских, по берегу Лозовой, почти на 3 версты обнажается пласт угля до 56 дюймов толщиной. Этот пласт лежит между глинистым сланцем; он горизонтален, и только около селения принимает склонение к югу 8º. Его добывают жители для пожога известкового камня, лежащего поверх сланца" ("Горный журнал" 1839 г., №12, "Геогностическое описание части Славяносербского уезда Екатеринославской губернии").

    — "Исследование каменно-угольного Донецкого бассейна, произведенное в 1837-39 годах, по распоряжению А.Н. Демидова, Главным Горным Инженером и Профессором в Горной Парижской Школе Ле-Пле, при пособии гг. Маленво, Лалана и Эйро". Перевод с французского профессора Г.Е. Щуровского, М., 1854 год: "Каменно-угольные месторождения...Еленовское... на левом берегу Азовой. В ½ верст. выше деревни Еленовской. Среднегодовое производство – 900 пудов. Уголь, среднего достоинства, добывается для жжения извести, в одно время с известняком, который составляет крышу или висячий бок угольного слоя. Эти разработки, начавшиеся в 1821 году, не могут достигнуть большого развития, если не будет открыто угля, годного для ковки железа, или если не увеличится сбыт извести. Тут есть еще обнажения, принадлежащие, вероятно, к другим слоям, которых мы не могли обследовать".

          [Примечание: в Парижском издании 1842 года название реки на французском языке написано как "L'Azovaїa". С артиклем читается Л'Aзовая, переведено как Азовая].

     "Сборник статистических сведений по горной части на 1867 год", СПб, 1867 г., раздел "Донецкий бассейн", "Копи по направлению от г. Бахмута к Северному Донцу":  "...Еленовка гг. Раевских".

    — "Промышленное ремесло крестьян есть самое доходное – добывание каменнаго уголья, котораго здесь можно найти в ином месте на двух аршинах глубыны, хотя и не совсем хорошаго качества" ("Церковно-приходская летопись Архангело-Михайловской церкви села Еленовского (Божедаровка) Славяносербского уезда 1880-1915 годов").