Одна из экскурсий для иностранных ученых, участников Международного геологического конгресса, который проводился в г. Санкт-Петербурге в 1897 году, была организована в Донецкий бассейн. Рассказ об этом содержится в книге "Международный геологический конгресс", Санкт-Петербург, 1897 год, типография М. Стасюлевича, СПб, 1899 г. (на фр. яз.).
"В Донецком бассейне.
Ночью поезд проехал через Курск, а рано утром следующего дня – через Белгород, прибыв в Харьков около 11:00 29 августа (10 сентября). На платформе геологов встретили мэр, члены городского совета и делегация горных инженеров юга России во главе с г-ном Мевиусом. Мэр пригласил участников Конгресса в здание мэрии, куда они отправились на транспорте, предоставленном городским советом.
При входе вестибюль участников экскурсии встретил марш в исполнении превосходного оркестра, после чего они вошли в большой зал, где их ждал великолепный обед, любезно предоставленный городом. Городские чиновники были чрезвычайно внимательны. Их оживленные беседы с геологами могли бы продолжаться долго, если бы не необходимость отправиться в университет, где профессора торжественно ожидали группу в большом лекционном зале. Ректор, профессор Алексеенко, обращаясь к геологам на французском языке, поблагодарил их за оказанную университету честь, кратко рассказал об истории учреждения и напомнил о его роли в интеллектуальном развитии юга России. Затем он пригласил группу посетить геологические и минералогические коллекции под руководством профессоров Брио и Гурова. Особый интерес вызвала представленная в геологической коллекции диаграмма поперечного сечения самой глубокой скважины, когда-либо пробуренной в Харькове, – поперечное сечение, которое наглядно, практически с первого взгляда, демонстрирует структуру местности, на которой построен город.
Затем, под руководством профессора Гурова, состоялась экскурсия за город, направленная на изучение третичных и посттретичных отложений Харькова. После экскурсии оставшееся свободное время перед ужином было посвящено осмотру города и ботанического сада.
Великолепный банкет, устроенный горными инженерами по случаю собрания дворянства, предоставил участникам экскурсии возможность познакомиться с представителями горнодобывающей промышленности юга России и администрацией края. Организаторы обеда тепло и дружелюбно общались на протяжении всего мероприятия. Группа рассталась только тогда, когда руководитель группы дал знак, что пора возвращаться на вокзал.
На платформу пришли жители Харькова попрощаться с геологами, которых поезд вез в Донецкий бассейн в 21:00.
На следующее утро в 5:00 поезд, как и было запланировано, остановился на станции Волынцево (русско-бельгийская железнодорожная ветка). После угощения, предоставленного директором завода, г-ном Кованько, геологи во главе с г-ном Чернышевым и г-ном Лутугиным прошли вдоль реки Булавин, где осмотрели все горизонты разреза, описанного в "Путеводителе" (XVI, стр. 32-33). Профиль был пройден шаг за шагом до антиклинали. За этой складкой геологи смогли увидеть часть разреза, наклоненную в противоположном направлении к северу. В 14:00 прибыл поезд, чтобы забрать экскурсантов и отвезти их на станцию Никитовка, где их с нетерпением ждали господа Ауэрбах и Миненков, представители администрации ртутного рудника. Расстояние между станцией и рудником было быстро преодолено на автомобиле. Голодных и уставших геологов ждал великолепный ужин. Как только они встали из-за стола, некоторые спустились в шахту с господином Шепелевым; другие, подавляющее большинство, отправились под руководством Ф. Чернышева изучать общее расположение куполообразных складок, составляющих рабочую зону, и устанавливать взаимосвязь между дислокационными трещинами и распределением руды. Ознакомившись с основными тектоническими особенностями местности на поверхности, они спустились в шахту, где сразу же без труда поняли структуру жилы (Руководство, XVI, стр. 37-38) и поперечных минералосодержащих трещин. Господин Шепелев любезно предложил каждому из них образцы ртутной руды и содержащие её породы.
Когда они добрались до вершины шахты, уже стемнело. Тем не менее, согласно программе, им ещё предстояло посетить шахту Южно-Русской угольной промышленности. Большинство из них спустились вместе с главным инженером, господином Кнотте, в подземные штольни и таким образом смогли увидеть природу самых продуктивных угольных месторождений в Донецком бассейне ("Путеводитель", XVI, стр. 45).
Только в 23:00 все воссоединились у шахты. Долгие и утомительные экскурсии дня завершились вкусным ужином, любезно приготовленным господином Янковским, одним из директоров Общества. Прекрасная лунная ночь, чарующий вид степи юга России, неизвестный до этого времени большинству участников экскурсии, произвёл на них неописуемое впечатление. Несмотря на усталость дня, разговоры о недавно открытом регионе продолжались до поздней ночи.
Когда поезд снова тронулся, все спали, проехав через Дебальцево до станции Алмазная, куда он прибыл около 5 утра. Все горные инженеры, находившиеся около Алмазной (гг. Рабинович, Янчевский, Аретинский, Завадский, Крживицкий, граф Сонгайло и Бортновский), уже собрались у ступенек станции. Именно они хотели принять в тот день членов Конгресса.
Поезд немедленно направили на боковую ветку, ведущую к руднику Брянского общества. С трудом проснувшись, геологи увидели нарядный павильон, построенный по проекту инженера Завадского, предназначенный для их приема. Сразу же был подан роскошный завтрак. Затем, около 7 часов утра, мы тронулись в путь. Перейдя железнодорожную выемку около Брянского рудника, мы пешком направились к "могиле Острая", на вершине которой г.г. Чернышев и Лутугин, держа в руках соответствующий планшет новой геологической карты Донецкого бассейна, объяснили своим товарищам основные черты сложной тектоники региона и ее взаимосвязи с орографическим характером рельефа.
Оттуда мы направились в сторону шахты компании Алмазная. По дороге нам довелось наблюдать в железнодорожных выемках ту же последовательность и тот же палеонтологический характер известняков, которые мы уже видели накануне около станции Волынцево. Таким образом, присутствовавшие геологи смогли убедиться в постоянстве структуры угольных месторождений в Донецком бассейне, что было установлено в ходе недавних детальных геологических исследований. Пройдя разрез на всем его протяжении и собрав большое количество ископаемых, мы отправились на поезде в копи братьев Максимовых, где обследовали нижние горизонты угленосной толщи и характер сброса, пролегающего с запада на восток на протяжении почти 70 верст.
Расстояние между рудниками Максимовых и рудниками Голубовского общества также преодолевалось по железной дороге. Там экскурсантов ждал самый радушный прием. Весь маршрут от места остановки до школы, где господин Крживицкий готовил вкусный обед, был украшен флагами различных стран, которые представляли геологи. Рабочие, освобожденные в тот день от повседневной работы, выстроились по обеим сторонам дороги, чтобы приветствовать прибывших. У входа в школу делегация рабочих преподнесла, по русскому обычаю, хлеб-соль, а один из шахтеров попросил руководителей экскурсии выразить радость, которую все испытывали от визита, которым иностранные ученые почтили Голубовские рудники. Оркестр рабочих приветствовал геологов фанфарами и во время ужина исполнил различные произведения из своего репертуара. С первых же блюд официальный характер подобных банкетов сменился очень домашней атмосферой. Тосты следовали один за другим, и россияне, и иностранцы выражали самые теплые пожелания успеха Конгрессу и процветания горнодобывающей промышленности Донецкого бассейна.
В 6 часов вечера мы выехали, проехав через станцию Алмазную, на станцию Деконскую, где находятся соляные копи Французской компании. Во время путешествия мы остановились около станции Варварополье, чтобы осмотреть железнодорожную выемку ("Путеводитель", XVI, с. 50-51). В 8 часов вечера мы уже были на станции Деконская, и поезд направили на ветку, ведущую к руднику Брянцевка. Там его встретила рудничная администрация во главе с горным инженером г-ном Манциарли. Спуск в шахту занял около 20 минут. Горный инженер г-н Лямин был настолько любезен, что провел экскурсантов по величественным подземным галереям и показал им условия разработки соляного месторождения и различные процессы добычи. Заранее подготовленные запалы были подожжены. Эффект от взрывов был еще более волшебным, когда бенгальские огни освещали соляные водопады.
Была уже полночь, когда мы собрались возле шахты. Владельцы шахты любезно предоставили обильный ужин, который был подан в павильоне, построенном специально для этой цели. За трапезой геологи сердечно простились с инженерами, подготовившими для них столь блестящую экскурсию по Донецкому бассейну. Инженеры, со своей стороны, выразили наилучшие пожелания успеха предстоящим экскурсиям в России.
В 2 часа ночи поезд отправился со станции Деконская в направлении Владикавказа..." (перевод с французского Авилова В.А.).
Пояснения: Международный геологический конгресс – высший всемирный съезд геологов, проводимый с 1878 года в разных странах. До Санкт-Петербурга местами проведения его сессий были: Париж, 1878 г., Болонья, 1881 г., Берлин, 1885 г., Лондон, 1888 г., Вашингтон, 1891 г., Цюрих, 1894 г. До 1926 года официальные языки Конгресса – французский, английский и немецкий. Символикой Международного геологического конгресса являлись скрещенные молотки, а девизом слова "Умом и молотком" (лат. Mente et malleo). Значение этого девиза выражает мысль о том, что геология, как наука, основана на рассуждениях, но данные должны поступать из природы, т.е. из полевых работ, полевых исследований, и что геолог должен быть не только теоретиком, но и практиком, способным добывать образцы пород.
Памятная
медаль Международного геологического конгресса 1897 года, СПб, монетный двор, 1897 г. Серебро. Диаметр 27,5 мм, вес 11 граммов. Фото с одного из аукционов.